Рельсы

Рельсы представляют собой балки со специальным сечением. Они укладываются на шпалах (или опоре другого типа), и образуют железнодорожный путь, в большинстве случаев, состоящий из двух нитей. Это один из важнейших элементов верхнего строения путей, так как по ним перемещаются подвижные транспортные составы (поезда) на разных типах железных дорог.

Характеристики железнодорожных рельс

Железнодорожные рельсы, согласно ГОСТам, изготавливаются из углеродистых стальных сплавов. Качество готового изделия зависит от химического состава и структуры используемого материала изготовления.
Наличие в составе углерода способствует значительному повышению показателей твердости и устойчивости к износу. Эти же характеристики повышаются благодаря добавлению в состав различных легирующих добавок (марганец, мышьяк, кремний).
Структура и качество стали улучшаются наличием в ее составе веществ с микролегирующими свойствами, вроде титана, ванадия и циркония. Утвержденными стандартами не допускается высокий процент содержания фосфора и серы в составе стали, так как они повышают ее хрупкость и ломкость.
Сталь должна иметь однородную мелкозернистую структуру, наличие в ней любых пустот и посторонних включений не допускается. Прокатка железнодорожных рельсов происходит из мартеновской и бессемеровской стали (если речь идет о рельсах Р50 и тяжелее — исключительно из мартеновской).
Рельсовые полосы, из которых прокатываются элементы, производится до полного удаления усадочных раковин и ликвационных зон. Термической обработке подвергаются исключительно изделия весом до 45 килограмм на погонный метр. Рельсы, весом более 50 килограмм на погонный метр, после прокатки, подвергаются термической обработке в обязательном порядке. Это позволяет уменьшить коробление и остаточное напряжение после прокатки, а также предотвратить образование трещин, которые могут привести к изломам в процессе эксплуатации изделия.
Помимо термической обработки, тяжелые ЖД рельсы проходят обязательную процедуру закалки на длину 200 миллиметров от конца. Закаленный слой начинается на более чем на 5 миллиметров от торца, его толщина должна составлять 4-10 миллиметров.
Наружная поверхность рельса должна быть гладкой, без дефектов, выступов, трещин и расслоений. Концы подвергаются фрезеровке, в обязательном порядке.
Согласно государственным стандартам, готовые изделия должны обладать высокими показателями износостойкости и сопротивляемости излому. Пробные отрезки проходят испытание на удар при температуре 0-40 градусов, принимаются только изделия, на которых не появилось никаких признаков разрушения.
Предел прочности металла для легких рельсов (до 45 кг) — не ниже 70-72 килограмм на квадратный миллиметр. Для тяжелых рельсов (более 50 кг) — не менее 75 килограмм на миллиметр квадратный.

Основные показатели рельсов

ПоказательР75 по ГОСТ 16210-77Р65 по ГОСТ 8161-75Р50 по ГОСТ 7174-75Р43 по ГОСТ 7173-54
Номер чертежа в альбоме24252627
Масса 1 м рельса, кг74,4164,7251,6744,65
Масса одного рельса длиной 25 м, кг1860161812921116
Высота рельса, мм в том числе:192,0180,0152,0140,0
высота головки55,345,042,042,0
» шейки104,4105,083,071,0
» подошвы32,330,027,027,0
Ширина головки рельса, мм:
вверху72,073,070,270,0
внизу75,075,072,070,0
Ширина подошвы, мм150150132114
Толщина шейки в средней части, мм20181614,5
Площадь поперечного сечения, см295,0482,6565,9957,0
Распределение площади по профилю, %:
головки37,434,138,142,8
шейки26,528,524,521,3
подошвы36,137,437,435,9
Расстояние от центра тяжести, мм:
до низа подошвы88,281,370,568,5
до верха головки103,898,781,571,5
Момент инерции относительно осей, см4:
горизонтальной4489354020111489
вертикальной665564375260
Момент сопротивления, см3:
по низу подошвы509435285217
по верху головки432358247208
по боковой грани подошвы89755545
image042

Черт. 24. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-77 (Рельсы поставляются с 1978 г.)

image043

Черт. 25. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-75 (Рельсы поставляются с 1976 г.)

image044

Черт. 26. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-75 (Рельсы поставляются с 1976 г.)

image045

Черт. 27. Рельс типа Р43 по ГОСТ 7173-54 (Рельсы поставляются с 1955 г.)

Некоторые показатели рельсов, снятых с производства, но используемых в пути

ПоказательР75Р65Р50Р43I-aP38 (II-а)P33 (III-а)
ГОСТ 16210-70проект 751/ЦПГОСТ 8161-63ГОСТ 8161-56проект 1950 г.ГОСТ 7174-65ГОСТ 7174-54ГОСТ 3542-47ГОСТ 3542-47ОСТ 119ГОСТ 3542-47ГОСТ 6726-53
Номер чертежа в альбоме282930313233343536373839
Масса 1 м рельса, кг74,475,164,6464,9364,9051,6351,5150,5043,6143,5738,4233,48
Высота рельса, мм, в том числе:192192180180180152152152140140135128
высота головки55,348,545454542424242444037
» шейки104,411010510510583838371717168
» подошвы32,333,530303027272727252423
Ширина головки рельса, мм:
— вверху71,872,872,872,87670707070706860
— внизу75,075,075,075,07671,9707070706860
Ширина подошвы, мм150160150150150132132132114125114110
Толщина шейки в средней части, мм20201818171615,514,513,5141312
Площадь поперечного сечения, см295,195,882,682,982,965,965,864,555,755,649,142,8
Распределение металла по профилю, %:
— головка37,432,334,234,535,538,238,339,543,045,945,443,0
— шейка26,528,528,428,327,124,423,822,220,519,319,819,9
— подошва36,139,237,437,237,437,437,538,336,534,834,837,1
Момент инерции относительно осей, см4:
— горизонтальной44904597354835733588201820372016147214761223968
— вертикальной661771569572576375377257284209167
Момент сопротивления, см3
— по низу подошвы509547436437432286287285214212180156
— по верху головки432426359363370248251248206210182147
image046

Черт. 28. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-70

(Рельсы поставлялись в период 1966 — 1977 гг.)

image047

Черт. 29. Рельс типа Р75 по проекту 751/ЦП

(Рельсы поставлялись в период 1958 — 1966 гг.)

image048

Черт. 30. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-63

(Рельсы поставлялись в период 1964 — 1975 гг.)

image049

Черт. 31. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-56

(Рельсы поставлялись в период 1956 — 1963 гг., отверстия могли быть овальными 38´30 мм)

image050

Черт. 32. Рельс типа Р65 по проекту 1950 г.

(Рельсы поставлялись в период 1953 — 1955 гг.)

image051

Черт. 33. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-65

(Рельсы поставлялись в период 1965 — 1975 гг.)

image052

Черт. 34. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-54

(Рельсы поставлялись в период 1955 — 1966 гг.)

image053

Черт. 35. Рельс типа Р50 по ГОСТ 3542-47

(Рельсы поставлялись в период 1948 — 1954 гг.)

image054

Черт. 36. Рельс типа Р43 по ГОСТ 3542-47

(Рельсы поставлялись в период 1946 — 1954 гг.)

Основные виды рельсов

В зависимости от предназначения, выделяют следующие основные виды рельсов:
● трамвайные рельсы (Т58, Т62) — используются для создания городской транспортной трамвайной сети. Отличаются меньшим весом и показателями стойкости к износу, так как не предназначены для использования в условиях высоких нагрузок;
● рудничные (проводящие) (Р38, рельс Р43) — используются на путях звеньевого и бесстыкового типа, с широкой колеей, для создания стрелочных переводов;
● крановые (рельс КР70, 80, 100) — с их помощью прокладывают пути для передвижения подъемных кранов и другого кранового оборудования. Могут укладываться в несколько рядов (2-4);
● железнодорожные (рельс Р50, рельс Р65, Р75) — создают звеньевой и бесстыковой железнодорожный ширококолейный или узкоколейный (Р18 и Р24) путь, а также стрелочные переводы. Узкоколейные подходят для прокладки путей в различных подземных сооружениях или условиях ограниченного пространства;;
● охранные — добавляются к основным элементов, и позволяют предотвратить схождение состава с путей;
● усовиковые — создание ЖД крестовин;
● остряковые — стрелочные переводы широкой колеи.
Купить рельсы, изготовленные в соответствии с установленными государственными стандартами, вы можете на сайте нашей компании ООО НПП “Машпромсервис”. Здесь вы можете приобрести рельсы разных типов по минимальной цене. Мы предлагаем рельсы купить от производителя, с гарантией качества.

Заказать звонок
+
Жду звонка!